Иоганн Себастьян Бах (Bach) (1685-1750). Немецкий композитор, органист,
клавесинист [24-й в генеалогии семьи Бах]. Младший сын городского музыканта
Иоганна Амброзиуса Баха (1645-1695). По-видимому, под руководством отца овладел
основами скрипичной игры и элементарной теории. В возрасте 10 лет Бах осиротел и
перешел под опеку своего старшего брата Иоганна Кристофа (1671-1721), ученика
Пахельбеля и органиста церкви Михаэлискирхе в Ордруфе; у него Бах обучался игре
на клавишных инструментах. В 1700-1702 годах Бах учился в школе при церкви
Михаэлискирхе в Люнебурге, где пел в церковном хоре и, возможно, познакомился с
органистом и композитором Г. Бёмом. В те же годы несколько раз посещал Гамбург,
чтобы услышать игру Рейнкена.
В 1702 году Бах участвовал в испытаниях на замещение должности органиста в
Зангерхаузене, однако успеха не добился. Весну и лето 1703 года провел в
качестве скрипача при веймарском дворе, а затем занял пост органиста Новой
церкви (Нойкирхе) в Арнштадте. В 1705 году отправился в Любек, чтобы
познакомиться с искусством Букстехуде. В июне 1707 года стал органистом церкви
Блазиускирхе в Мюльхаузене, а 4 месяца спустя женился на своей двоюродной сестре
Марии Барбаре Бах. В 1708 году Бах был назначен придворным органистом и
камер-музыкантом герцогства Саксен-Веймарского; за 9 веймарских лет создал
большинство своих произведений для органа. В Веймаре у Баха родилось 7 детей, в
т. ч. будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль. В 1714 году
Баху был пожалован пост придворного капельмейстера. Когда в 1717 году Бах был
приглашен в Кётен, герцог долго не соглашался выпускать его из Веймара и почти
на месяц заключил его под стражу.
В Кётене Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда - талантливого
музыканта и просвещенного покровителя искусств, кальвиниста по вероисповеданию.
Здесь Бах занялся главным образом инструментальной музыкой, т. к. сочинение для
церкви не входило в его прямые обязанности. К кётенскому периоду относятся
скрипичные концерты, "Бранденбургские концерты", многочисленные сонаты, сюиты и
произведения для клавира, в т. ч. 1-й том "Хорошо темперированного клавира". В
1720 году, когда Бах в свите князя находился в Карлсбаде, его жена умерла. В
декабре 1721 года он женился на Анне Магдалене Вильке (Wilcke), дочери
придворного трубача в Вайсенфельсе (от этого брака родилось 13 детей, в т. ч.
будущие композиторы Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан). Неделю спустя
князь Леопольд тоже женился, а поскольку его супругу искусство не интересовало,
положение Баха и др. музыкантов при кётенском дворе резко ухудшилось. В 1722
году Бах предложил свою кандидатуру на почетную должность городского
музикдиректора (director musices) и кантора школы при церкви св. Фомы
(Томасшуле) в Лейпциге (эта должность оказалась вакантной после смерти Кунау). В
апреле 1723 года, после того как имевшие наилучшие шансы
Телеман и К. Граупнер
вышли из состава претендентов, должность была предложена Баху.
Несмотря на частые конфликты с городскими властями, Бах работал в Лейпциге до
конца своих дней. Его основная обязанность заключалась в сочинении кантат для
воскресных и праздничных служб в двух главных церквах города. В первые
лейпцигские годы Бах создал и исполнил множество духовных произведений, в т. ч.
4 или 5 годовых циклов кантат, Магнификат, "Страсти по Иоанну" и
"Страсти по Матфею". Он продолжал пользоваться известностью как органист-виртуоз
и приобрел репутацию крупного эксперта в области органного строительства и
выдающегося педагога (среди учеников Баха - его сыновья, а также Циглер,
И. Л. Кребс, Гомилиус, Долес, И. Ф. Агрикола, Кирнбергер, К. Ф. Абель,
И. К. Киттель). Слава Баха как композитора начала расти особенно после 1726
года, когда его клавирные и органные сочинения стали появляться в печати.
К началу 1730-х годов церковная музыка перестала занимать в деятельности Баха
ведущее место. Значительная часть произведений для церкви, созданных Бахом с
этого времени, в т. ч. Месса h-moll и "Рождественская оратория", состоит из
пародий. Несколько раньше, в 1729 году, Бах возглавил collegium musicum -
концертное объединение, основанное Телеманом в Лейпциге в 1702 году и состоявшее
в основном из студентов и музыкантов-любителей. Специально для публичных
выступлений collegium musicum Бах сочинил ряд концертов для 1, 2 и 3 клавиров с
оркестром (большинство - на основе более ранних концертов для др. инструментов)
и несколько больших светских кантат (серенат). Последние пришлись по вкусу
курфюрсту Саксонии Фридриху Августу II, который в 1736 году пожаловал Баху
звание придворного композитора (Hofcompositeur).
Баховская музыка 1740-х годов, по преимуществу инструментальная, выполнена в
сложных, часто изощренных формах. Около 1741 года были написаны
"Гольдберг-вариации", а в 1742 году вышел из печати 2-й том
"Хорошо темперированного клавира". В 1747 году Бах отправился в Потсдам в гости
к Карлу Филиппу Эмануэлю, служившему при дворе Фридриха II, и был принят
королем, который предложил ему тему для импровизации; из нее впоследствии
выросло "Музыкальное приношение" - одна из вершин полифонического искусства
XVIII века. Утонченным контрапунктическим мастерством отмечены и Канонические
вариации для органа (1747), которые Бах представил в основанное Мицлер фон
Колофом Общество музыкальных наук. Вероятно, "Искусство фуги" также
предназначалось для распространения среди членов этого общества.
В последний год жизни зрение Баха начало ухудшаться. В марте и апреле 1750 года
его дважды оперировал находившийся в Лейпциге английский окулист Джон Тейлор
(Taylor). Возможно, эти операции и последующие процедуры ускорили смерть Баха.
22 июля Бах принял последнее причастие, а 6 дней спустя скончался. 31 июля
Бах был похоронен на кладбище св. Иоанна (впоследствии его прах был перенесен в
церковь св. Фомы). Вдова пережила его на 10 лет.
Составленный Шмидером каталог произведений Баха (Bach-Werke-Verzeichnis,
сокр. BWV) включает 1120 наименований. Наследие Баха охватывает практически все
жанры, за исключением оперы. Как и др. композиторы его эпохи, Бах в своем
творчестве был связан служебными обязанностями, заказами, необходимостью
пополнить педагогический репертуар и т. п. Однако богатство идей в его музыке
выходит далеко за рамки требований заказчиков. Не случайно аналитики и
комментаторы уделяют так много внимания его произведениям, то и дело обнаруживая
в них глубочайшую религиозную и числовую символику. Многие современники Баха -
например, влиятельный критик Шейбе - считали его музыку слишком трудной для
восприятия, схоластичной, лишенной обаяния. С другой стороны, его клавирные и
органные фуги и гармонизации хоралов сохранялись в культурном обиходе даже
тогда, когда большая часть творчества Баха в сознании образованных европейцев
оказалась заслонена искусством представителей раннего классицизма и галантного
стиля (среди которых были и сыновья Баха). Время для возрождения интереса к
личности и музыке Баха наступило в начале XIX века, когда Форкель издал его
первую биографию. Другим видным деятелем "баховского возрождения" был Цельтер. В
1829 году его ученик Мендельсон продирижировал в Берлине "Страстями по Матфею"
(до этого "Страсти" в последний раз исполнялись, по-видимому, в 1749 году); в
партии Христа выступил другой ученик Цельтера, Девриент. В 1843 году в Лейпциге
был открыт памятник Баху. В 1850 году Гауптман, Ян и Шуман основали там же
Баховское общество (Bach-Gesellschaft), основная задача которого - публикация
полного академического собрания произведений Баха - была выполнена к 1900 году.
"Музыкальный словарь Гроува". Издательский дом "Практика".
"The Macmillan Press Ltd".
Со страницы http://www.c-cafe.ru/days/bio/5/058.php
|