Людвиг ван Бетховен (Beethoven) (крещен 17.12.1770, Бонн, - 26.3.1827,
Вена). Немецкий композитор, представитель венской классической школы. Учился у
своего отца, певчего Придворной капеллы в Бонне, и у придворного органиста Нефе
(с 1780 года). В неполных 12 лет с успехом заменял Нефе; тогда же вышла из
печати его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера). В
1787 году посетил в Вене Моцарта, который
высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора. Первое пребывание Бетховена
в музыкальной столице Европы было коротким (узнав, что его мать при смерти, он
вернулся в Бонн). В 1789 году Бетховен поступил на философский факультет
Боннского университета, но проучился там недолго. Окончательный переезд
Бетховена в Вену состоялся в 1792 году.
В Вене Бетховен совершенствовался в композиции сначала у
Гайдна (с которым у него отношения не
сложились), затем у Шенка, Альбрехтсбергера и
Сальери. До 1794 года он пользовался
финансовой поддержкой курфюрста Кёльнского, после чего нашел богатых
покровителей среди венской аристократии. Вскоре Бетховен стал одним из самых
модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в
1795 году. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: 3 фортепианных
трио соч. 1 и 3 сонаты для фп. соч. 2. По отзывам слушателей, в игре Бетховена
бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и
глубиной чувства. Неудивительно, что самые глубокие и оригинальные произведения
этого периода предназначены для фортепиано. До 1802 гоад Бетховен создал 20
фортепианных сонат, в т. ч. "Патетическую сонату" (1798) и так называемую
"Лунную сонату" (1801). В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую
трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть
- менуэт или скерцо; тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому. Между
1795 и 1802 годами были написаны также первые 3 фортепианных концерта, 2
симфонии, 6 квартетов (соч. 18), 8 скрипичных и 2 виолончельные сонаты,
множество др. камерно-ансамблевых сочинений. Смолоду Бетховен поражал и восхищал
современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их
воплощения, неутомимым стремлением к новому.
В конце 1790-х годов у Бетховена начала развиваться глухота; не позднее 1801
года он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В
октябре 1802 года, находясь в деревне Хайлигенштадт под Веной, Бетховен составил
для своих братьев документ крайне пессимистического содержания, известный как
"Хайлигенштадтское завещание". Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный
кризис и вернулся к творчеству. Новый - так называемый средний - период
творческой биографии Бетховена, начало которого принято относить к 1803 году, а
конец к 1812 году, ознаменован усилением драматических и героических мотивов в
его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский
подзаголовок Третьей симфонии - "Героическая"; первоначально Бетховен
предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту.
Героическим духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония с ее
знаменитым "мотивом судьбы", опера "Фиделио" на сюжет о плененном борце за
справедливость, выдержанная в традициях французской оперы спасения, 5-й
фортепианный концерт, увертюры "Кориолан" и "Эгмонт", "Крейцерова соната" для
скрипки и фортепиано (особенно ее первая часть), фортепианная соната
"Аппассионата", цикл 32 вариаций c-moll для фортепиано.
Стиль Бетховена среднего периода характеризуется беспрецедентной интенсивностью
мотивного развития, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими
тематическими, динамическими, темповыми, тональными, регистровыми контрастами.
Все эти признаки присущи и тем шедеврам 1803-1812 годов, которые не относятся к
собственно "героической"> линии: Четвертой, Шестой ("Пасторальной симфонии"),
Седьмой и Восьмой симфониям, 4-му концерту для фортепиано и Концерту для скрипки
с оркестром, "Вальдштейновской сонате" для фортепиано, трем струнным квартетам
соч. 59, посвященным графу Разумовскому (по чьей просьбе Бетховен включил в
первый и второй из них русские народные темы), "Эрцгерцог-трио" для
фортепиано, скрипки и виолончели и др.
К середине 1800-х годов Бетховен пользовался всеобщим признанием как безусловно
первый композитор своего времени. В 1808 году он дал свой, по существу,
последний концерт в качестве пианиста (благотворительное выступление 1814 года
оказалось неудачным, т. к. к тому времени Бетховен был уже почти полностью
глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Не
желая допустить отъезда Бетховена, трое венских аристократов выделили ему
высокое денежное содержание, которое, впрочем, вскоре обесценилось из-за
наполеоновских войн. Тем не менее Бетховен остался в Вене, где до конца жизни
пользовался покровительством своего вельможного ученика и друга эрцгерцога
Рудольфа.
В 1813-1815 годах Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и
творческих сил в связи с глухотой и расстройством брачных планов. К тому же в
1815 году на плечи Бетховена легла забота о племяннике (сыне умершего брата),
который обладал весьма трудным характером; по вопросам осуществления опеки
Бетховен был вынужден судиться с вдовой брата. Вскоре начался новый - условно
говоря, поздний - период творчества Бетховена. За 11 лет из-под его пера вышли
16 произведений крупного масштаба: 2 виолончельные и 5 фортепианных сонат,
Тридцать три вариации на вальс А. Диабелли, Торжественная месса, Девятая
симфония и 6 струнных квартетов.
В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его
прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в драматичных и
экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах
эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и
сопереживания. Для Бетховена акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой
материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые
записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной
мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия. Поздний
Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями
(характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности
в его квартете, Бетховен будто бы воскликнул: "Какое мне дело до их скрипок,
когда во мне говорит вдохновение!"). Он испытывает особое пристрастие к крайне
высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что отчасти связано с
сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным, часто в высшей степени
изощренным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы
четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных
частей или разделов.
Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы - огромный по
объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды
Шиллера "К радости". Здесь, впервые в истории
музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров.
Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных
утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу
и духовно сплотить массы людей. Что касается эзотерической музыки последних
сонат, вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие
некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших
развитие в XX веке. В Торжественной мессе, которую Бетховен считал своим лучшим
творением, пафос вселенского послания и утонченное, местами почти камерное
письмо с элементами стилизации в архаическом духе составляют уникальное в своем
роде единство.
В 1820-х годах слава Людвига ван Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии.
Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была
исполнена в Санкт-Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало
соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии
Россини и облегченным формам камерного
музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда
Бетховен умер (от цирроза печени), в последний путь его провожало около 10000
человек.
"Музыкальный словарь Гроува". Издательский дом "Практика".
"The Macmillan Press Ltd".
Взято со страницы
http://www.c-cafe.ru/days/bio/7/008.php